Для будущего Фукусимы
В 14:46 по местному времени (8:46 по московскому) 11 марта 2011 года земля северо-восточного побережья Японии неистово затряслась, это продолжалось 6 минут.
Землетрясение магнитудой 9 баллов, разразилось в океане, к востоку от региона Тохоку. Словно цепная реакция домино, оно запустило череду массовых разрушений, которые привели к потере приблизительно 16 000 жизней, вызвали повреждение трёх ядерных реакторов на атомной электростанции «Фукусима-1» и разорили северо-восток Японии. Сооружения, которым удалось устоять, накренились, начали смещаться и уходить под землю на глубину больше метра, словно земля под ними была чем-то жидким. Почва была существенно загрязнена радиоактивными веществами.
Господин Сугиучи, фермер, производящий органический рис и 18 лет возделывающий поля Минамисомы, выжил. Его земля, расположенная в 25 км от АЭС «Фукусима-1», была загрязнена высоким содержанием цезия: «Несмотря на то, что весь рис, произведённый в префектуре Фукусима, тщательно проверялся и отгружался только тогда, когда его безопасность была подтверждена, он не мог больше продаваться по причине утраченной репутации. Наша мотивация начала медленно исчезать», - рассказывает г-н Сугиучи. «Нам ничего не оставалось делать, многим из нас пришлось прекратить свою деятельность на фермах.»
Самое большое зафиксированное землетрясение в истории страны явилось причиной множества вопросов, обсуждаемых в обществе. В частности, насколько этот долгосрочный ущерб был результатом деятельности рук человека. Когда Хироко Табучи, репортёр Нью Йорк Таймс, базирующаяся в Токио, посетила район после землетрясения, ей вручили письмо от Томоко-сан, матери двоих детей из Фукусимы. Репортёра убедительно попросили перевести письмо, обратившись ко всему миру. В нём говорилось: «Мне было 8 лет, когда электростанция «Фукусима-1» открылась. Если бы я понимала тогда, что они строили, я бы боролась против этого строительства. Я не осознавала, что в нём таится опасность, угрожающая моим детям, детям моих детей и их детям.»
Первый вопрос, который встал перед г-ном Сугиучи: «Как мы можем восстановить общество?» Он размышлял следующим образом: «Вначале нам нужно принять реальность. Затем, отталкиваясь от неё, нам придётся подумать, что мы можем сделать. Для меня это означает предотвращение будущего разрушения земли и поиск практического способа двигаться вперед.»
Первая подсказка пришла из украинского Чернобыля. Возможно, нет ничего удивительного в том, что по прошествии дней, месяцев и лет после катастрофы, специалисты обращались к опыту Чернобыля. Пережив свою собственную ядерную катастрофу в 1986 году, этот город часто являлся единственным доступным для сравнения примером в попытках оценить возможное беспощадное продолжительное воздействие на Фукусиму. Одним из таких последствий является увеличение случаев заболевания раком щитовидной железы. Спустя три месяца после происшествия, эти факты натолкнули г-на Сугиучи на идеи по восстановлению.
Его пригласили в Точиги, префектуру неподалёку от Фукусимы, чтобы изучить рапс и его поразительную способность, которая помогла запустить процесс очистки заражённых регионов Украины. Что делает рапсовое семя таким полезным, это его способность устранять некоторые радиоактивные изотопы из почвы, включая цезий. Цезий растворяется в воде, следовательно, растение рапса может вобрать его в себя, но в то же время масло, получаемое из семян рапса, остаётся свободным от загрязнений. Это масло безопасно для использования в приготовлении пищи, биотоплива и косметики.
«Ещё одна вещь, которую я вынес из изучения процесса производства рапсового масла, была идея объединения людей. После катастрофы улицы опустели, люди неохотно покидали свои дома. В такого рода окружающей среде твой взгляд на мир начинает сужаться, и появляется ощущение замкнутости.» - говорит мистер Сугиучи.
Осенью 2011 года он посадил первый рапс на своей земле. Г-н Сугиучи встречался со многими людьми, которые помогали ему работать над восстановлением фермерских земель в Минамисоме. Взаимодействуя со специалистами и местными жителями, он делился с ними своими мыслями о том, каких успехов может достичь органическое земледелие. К сентябрю 2014 года безопасное рапсовое масло, которому дали название «Юна-чан» уже стало реальностью и продолжало сеять семена общности с учениками старших классов местной школы, которые помогали со сбором урожая и продвижением продукта.
Спустя пять лет территория показывает первые признаки выздоровления. Но в торговых автоматах города Нами, ближайшего к электростанции, находящегося в запретной зоне, реклама на упаковке прохладительных напитков по-прежнему обращается к пустым зданиям. Велосипеды, большие и маленькие, стоят, оставленные своими хозяевами. Лежат нераспакованные стопки газет со дня, когда цунами накрыло город волной.
Единственное, что отсутствует, - это люди.
Рабочие медленно, но кропотливо расчищают разоренную местность, по ночам возвращаясь во временные жилища в непосредственной близи от запретной зоны. Вся территории вокруг неё загружена дорожными пробками из машин, перевозящих промышленные чёрные мешки. Все они, наполненные заражённым верхним слоем почвы и строительным мусором, ожидают, когда их груз сожгут.
В это время рапс на полях г-на Сугиучи колышется на ветру, резко контрастируя с окружающей действительностью, принося с собой «ощущение возвращающегося счастья». Рапс, высотой по пояс, цветет канареечно-жёлтыми цветами. Впереди его ждет зима и тяжёлый снег, который ложась, будет оберегать его корни.
Рапс является символом возрождения деревни Минамисома, где г-н Сугиучи, гражданский активист г-н Тошихиса Камитана и фермер г-н Кенро Окумара основали Сельскохозяйственный Совет по Восстановлению Минамисомы. Местные жители приносят еду и запасы воды для тестирования в Центре измерения радиации. Крыши теплиц устилают панели солнечных батарей - источник возобновляемой энергии, бросающий вызов последствиям разрушительной атомной энергии.
В скором времени группа планирует получить возможность продавать энергию пострадавшему населению и г-н Сугиучи «хочет развивать это направление, его цель - продавать биотопливо на основе масла и создать такую систему местной энергетики, которая бы не обременяла Землю.» Он считает, что движение по направлению к этим целям тесно связано с восстановлением региона. Во всех его проектах просматривается одна общая тема: они способствуют развитию человеческих связей и соединяют разные поколения Минамисомы.
Весь мир следит за Фукусимой. В регионе, который ранее можно было увидеть на фотографиях оставленным и опустошенным, неуклонно развивается модель возрождения.
Увидев, как эта удивительная сельскохозяйственная культура помогла восстановить землю и общество в Фукусиме, LUSH решил включить её в свое «гурманское» мыло ручной работы. Рапсовое масло вручную смешивается с тофу и грибами, этому продукту дали название Tsunagaru Omoi или «Соединяя сердца». Выращивание рапса олицетворяет надежду на будущее людей, пострадавших от катастрофы.
Мыло было запущено в продажу в японских магазинах 1 марта 2016 года, чтобы таким образом отметить пять лет, которые прошли со дня цунами. Эта дата совпадает с японским праздником White Day (Белый день), который отмечается 14 марта, ровно через месяц после Дня святого Валентина. Этот праздник соединяет сердца всего народа, поэтому это идеальная возможность оказать поддержку тем группам населения, которые до сих пор заново выстраивают свои жизни в условиях последствий катастрофы.
Вне зависимости от того, где вы находитесь, вы можете отправить сообщение о солидарности и поддержке посредством хэштега #ForFukushima в социальных сетях Твиттер и Инстаграм. Вы также можете купить многофункциональный мыльный продукт ФАН, который можно использовать как шампунь, пену или забавный пластилин – 10 пенсов от каждого проданного брусочка ФАН направляется в фонд организаций, оказывающих помощь населению, в частности, в организации активного отдыха для детей, пострадавших от катастрофы на АЭС «Фукусима-1».